ru RU en EN fr FR de DE hi HI mn MN

Кхен-ринпоче Лобсанг Гьялцен

15-16 августа 2019 г. с 18.00 часов в зале ДНТ Лобсанг Гьялцен, настоятель Дрепунг Гоманга, даровал учения о карме, о 12-ти частной цепи взаимозависимого возникновения (12-ти частной цепи ВЗВ). Он отметил, что раньше был в Туве в 2013 г., но на этот раз приехал в должности Камбы-Ламы Дрепунг Гоманга для встречи с первым лицом республики, для проведений лекций и ознакомлений с буддийскими организациями и верующими.
Учитель сказал, что для начала слушания учений необходимо правильно установить мотивацию - ради блага всех живых существ и скорого их достижения состояния Будды. Когда у нас долгосрочные перспективы, то в следующих жизнях мы не устанавливаем причины рождений в низших мирах. Самое важное в практике – это вера в Будду, в его путь и учения, которые остались и сохранились. Понимать, что это не просто какой-то отдельный от нас божество, находящееся далеко, а, наоборот, он внутри нас, что всё зависит от нас, когда раскроем свой потенциал Будды. Какие же причины мы создаем? Отдаляющие от пути или достигающие причины? Мы вновь и вновь рождаемся в сансаре, испытывая различные страдания, даже, родившись человеком, страдаем от неведения, бедности, болезней. Чем правильнее, мудрее, добродетельнее живем, тем в жизни все складывается, удача улыбается, возрастает успех, и, наоборот, если поступаем плохо, то наша жизнь катится вниз, мы испытываем невыносимые страдания, боли и болезни. Тогда нам нужно знать о 10 благих деяний и 10 дурных деяний, соблюдая которых, мы конструируем свой жизненный путь. Нужно не только родится человеком, но и иметь целенаправленную жизнь (достичь состояние Будды), уметь различать хорошее от плохого, выбирать лучшее и стремиться только к лучшему. Благодаря учителям и учению можно измениться в лучшую сторону.
Как же создать причины для самосовершенствования и реализации состояния Будды? Опираясь на пример жизни Будды Шакьямуни, на его горячем желании в самопознании истины, сильном стремлении в поиске пути, целенаправленных непоколебимых действиях в достижении просветления – его Учении – так, вдохновляясь, достигаем буддовость. Вера в безошибочный путь и вера в собственные силы создают почву для практики. Каждое действие, пропитанное мыслями и благопожеланиями о просветлении, посвященное заслугам добру, вскоре приведут именно к этой цели. Какие же препятствующие причины создаются на нашем пути? Из-за этого, может быть, мы больше отдаляемся от намеченной цели. В жизненном пути всегда нужно разбирать причины и следствия, приводящие к результату, насколько верен расчёт наших действий. Исследуйте нынешнее состояние, думайте, что можно изменить и исправить в данное время. От чего нужно отказаться и избавиться, а что искоренить? Родившись человеком, как же достигнуть высшее благополучие?
Карма (действие) зависит от мотивации и умысла. Умысел есть в уме, который проявляется речью и действием. Через эти двери (ум, тело, речь) входят все добродетели или «грехи». В практике очищают именно три двери посредством молитв, памятований, напоминаний закона «ахимса», как главного смысла учения Будды. Мы можем осознавать свои поступки, речь и мысли, но труднее понять помыслы тонкого ума, первоначального побудителя. Откуда возникают помыслы из тонкого ума? Помыслы формируют мотивы, а из мотивов возникают мысли, а из мыслей следует речь и действия. Если в тонком уме доминирует неведение, то слепота формирует ложные идеи, мысли, суждения, речь и действия, в результате которого создаем причины для созревания плохой кармы. Неведение разделяется на два вида: 1) незнание фундаментальной истины; 2) незнание причин и следствий (кармы). Устранить первый вид неведения сложно, а второй посильно нам понять. Соблюдая 10 благих деяний и устраняя 10 дурных деяний, таким образом, мы избавляемся от второго вида неведения, и удерживаем чистоту в пути, строя светлые, крепкие, счастливые, радостные первопричины. На основе этого преобразуется наша речь и поведение в сторону доброты, заботы и сострадания.
Анализируя свои действия, важно опираться на буддийское мировоззрение, которое пронизано законом «ахимса», запрещающее наносить вред, т.к. это результат плохих действий, которые приводят к рождению в низших мирах, наполненные сильными и тяжелыми страданиями. Удерживая закон в уме, воспитывайте доброе сердце, мягкое и теплое отношение и любовь к ближним, насколько это возможно. Иногда мы следуем этим воззрением, однако, в силу омраченности ума наши три двери загрязняются. Одно загрязняет другое, и грязь проникает в наши чистые помыслы и суждения. Если сравнить загрязнение (ума, кармы), то оно, как богатство в хранилищах царей, а добродетель в размерах сумки бедного – такая разница наших накоплений. Это подтверждает положение о том, что очень сложно накопить добродетели (или на тув. «буян»). У некоторых все быстро и легко складывается в жизни - это результат полной положительной кармы. Некоторые подвергаются гонению, давлению, страданиям, болезням, тяжелым переживаниям, не чувствуя никакой радости и покоя – это результат полной отрицательной кармы. Некоторые то живут хорошо, то плохо – это результат частичной (пёстрой – белой и черной) кармы (и добродетелей, и проступков), например, делаем что-то хорошее, но с плохой мотивацией. Когда ум часто подвергается омрачениям, он теряет силу и стойкость, трудно ему защититься от негатива. Негативы, омрачения, трудности проникают с разных сторон. Как накапливать добродетели? Если думать более глубже, то это не только внешние действия (слушание лекций, обхождение ступ, храмов, чтение мантр и дхарани, визуализации и т.д.), но и внутренняя работа, т.е тренируя ум, мы накапливаем добродетель. Даже когда мы работаем в обществе, тут важно думать о пользе большинства - тувинского народа, родной земли – Тувы.
Вовремя слушания учений нужно установить правильную мотивацию - ради полной пользы живым существам, чтобы все достигли просветление, ради счастья и благополучия других, слушая учение, желаю, чтоб ум покрылся великой мотивацией большого воззрения – махаяны. У нас появились редкие причины для встречи с Дхармой, однако жизнь настолько коротка, что воплотить практику в этой жизни не получиться, но при великом усердии можно дойти до конечной цели - просветления. Карма проявляется в любой момент, либо в этой жизни, либо в следующих, также при накоплении заслуг, плоды которого проявляются сейчас, чуть позже или в дальнейшей перспективе. Вы можете оценить свою карму в настоящий момент, задав себе вопрос: «Каково ваше здоровье, состояние, богатство, как сбываются ваши мечты и планы?» Бывает так, что человек затрачивает много сил, работает, но у него ничего не получается, с рук все сваливается, и нет результата, положительных сдвигов. Это означает, что есть другие силы, управляющие судьбой человека. Независимо от всего этого есть сила, влияющая на жизнь человека. В текстах великих ученых описываются темы о карме, и выделяют разные виды кармы: 1) карма встречи, 2) карма создания причины, 3) карма обретения, 5) карма применения, 6) карма достижения, 8) карма владения, 9) карма осуществления и другие. В связи с этим до прихода к конечному результату необходимы совокупность всех видов добродетельных карм (действий), чтобы все кармы собрались в одно целое, тогда в полноте реализуется карма. Например, сначала появляется желание обрести машину (дом), потом строим (или покупаем), владеем, используем до конца, но цепочка обретения может прерваться на одном из звеньев, так, покупаем, но не владеем, используем, но иногда от обретения наступает страдание от наличия данного объекта, иногда объект связан со смертью (попадает в автокатастрофу, в пожары (в разводы) и т.д.). Сравните детей в одной семье, насколько они разные, у каждого своя карма. У некоторых не хватает кармы владеть семейным богатством, или наоборот, дети обеспечивают больше, чем родители.
У каждого индивида карма проявляется по-разному – это нужно понять и принять. Нужно знать, что карма состоит из сложных частей формирования. Добродетели у каждого в уме, зная об этом, важно накапливать больше добродетелей в создании положительной кармы, а также исправлять негативный опыт, переживания, устранять негативные следы из памяти, т.к. всё зависит от кармы, его правил и принципов.
Осознавайте о положительных сторонах своей жизни, предпринимайте те действия, имеющие пользу в улучшении будущего (следующих жизней). Невозможно удовлетворить все наши мирские желания, которые бесконечны по своей природе. Находя середину желаний, направляйтесь к будущим целям и посредством духовной практики совершенствуйтесь. Если вы хотите обладать красивым, мощным, здоровым телом (или мощным богатством и положением), то недостаточно только желать, нужно создавать причины для обретения подобного результата. Вспомните совет: «Каково ваше нынешнее положение – это результат накоплений в предыдущей жизни, а каково будущее положение зависит от причин в этой жизни». От ваших мыслей, мотиваций, действий зависит ваше будущее. Если действие имеет основу вреда, то Вы ближе к падению. Постоянно анализируй свой ум, речь и действия. Подготавливайтесь к концу жизни, думайте о непостоянстве жизни и приближении смерти. Создавайте причины для перерождения в чистых землях. Практикуйте благую карму. Держитесь за нравственность, соблюдайте обеты (10 положительных, генин и другие) – это подъем в высшее рождение, способ приобретения человеческого рождения. Но важно не просто родиться человеком, а счастливым и знать учения Будды. Если желаешь родиться в богатстве, то причиной является практика щедрости и дарения. Если желаешь родиться красивым, с приятной и притягательной внешностью, то практикуйте терпение. Тренируйте ум от гнева, неправильного поведения. Терпение – это вода, благодаря которой угасает огонь гнева. Однако наш ум плотно покрыт следами и памятью гнева, поэтому практиковать терпение очень сложно. Только высокореализованные учителя полностью искореняют гнев. Нам важно удерживать эту разрушающую энергию, не дать ему развиться и распространиться. Гнев создает тяжелую, опасную, разрушающую внешнюю и внутреннюю силу, из-за гнева сгорают добродетели, теряется покой, счастье и здоровье. Мы способны одержать победу над гневом.
Практикуя высшие деяния (щедрость, нравственность, терпение), беспрерывно практикуя, важно воспитать усердие. Усердие – это сила, которая приводит нас к цели, не дает нам опуститься вниз, не сдаваясь, реализуйте стойкий, крепкий ум. Практика ваджрного ума, его тренировка и укрепление в жизни, настолько важны, чтобы удержать непоколебимость, невозмутимость, целенаправленность в жизни. Цель жизни – это постичь истину и мудрость, постигающую пустоту. Для его постижения важно развить острый, гибкий, молниеносный ум, анализирующий феномены бытия, особенность непостоянства. Видеть изменчивость мира, знать его последовательность, определять причины и следствия.
Нужно в следующей жизни родиться не просто человеком, а драгоценным, способным и глубоко понимать истину и карму. Накапливать заслуги и мудрость есть начало духовной практики. Потом собирайте хорошую карму, чтобы во время смерти в памяти тонкого ума накопились следы и причины для рождения в высших мирах.
Тема о 12-ти частной цепи взаимозависимого возникновения (или 12 частной цепи ВЗВ) показывает круговорот бытия существования. Эта цепь создает основу перерождений в сансаре (бесконечном страдании). В этой теме важно знать закон кармы, чтобы прекратить действие 12 цепей ВЗВ. Распознавать КАРМУ очень важно. Например, когда приходит смерть, можно замечать знаки у людей через их ощущения приближения смерти. Некоторые чувствуют холод (или жар), бушующий ветер - это признаки рождения в низших мирах. Кто-то начинает снимать одежду из-за жара, кто-то ускоряет свои действия, чтобы все успеть, ведет праздную жизнь.
12 цепь ВЗВ – 1) неведение, 2) карма, 3) сознание (тема бардо), 4) имя и форма, 5) восприятие, 6) контакт, 7) ощущение (чувство), 8) привязанность, 9) цепляние, 10) становление, 11) рождение, 12) старение и смерть.
Любые ваши действия должны соответствовать учению, если не можешь помочь другим, хотя бы не вреди, проводи ревизию кармы каждый день, накапливая добродетели.
Четверостишие бодхичитты олицетворяет два смысла: 1) восхваление Будд, трех драгоценностей, 2) польза всем живым существам. Чтение этого текста встречается везде, потому что в жизни нам приходится работать, контактировать, конкурировать с людьми, в результате этого мы накапливаем негативную карму. Чтобы исправить карму, нужно использовать 4 силы противоядия: 1) признаться в содеянном; 2) раскаиваться; 3) обещание больше не совершать; 4) очищение / сила опоры.

 

© 2019 Централизованная Буддийская Религиозная Организация "Управление Камбы-Ламы Республики Тыва". Хурээ "Цеченлинг". Все права защищены.